До 2035 г. российским авиакомпаниям потребуется 1700–2000 новых пассажирских самолетов. Из них на долю магистральных придется более половины — 1100–1300 бортов. Эти данные на первом заседании Авиационной коллегии при российском правительстве привел замминистра транспорта РФ Валерий Окулов.
"Это соответствует среднему годовому темпу приобретений авиакомпаниями ВС, который составляет 60–70 самолетов в год. С учетом замен средний годовой объем поставок оценивается в 75–85 ВС. За последние 10 лет в среднем авиакомпании получали в эксплуатацию 82 ВС в год", — отметил Окулов. Он добавил, что две трети от общего числа поставок придутся на воздушные суда вместимостью 50–110 кресел и 140–220 кресел.
Численность магистрального парка в России, которая составляет 579 самолетов, по прогнозу Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА), к 2020 г. должна вырасти на 140 ВС. При этом потребуется замена до 300 эксплуатируемых в настоящее время самолетов. Из всех используемых сейчас в РФ магистральных машин 494 представлены самолетами иностранного производства со средним возрастом 11 лет. В сегменте региональных ВС на самолеты западного производства приходится треть эксплуатируемых в России машин.
По словам Окулова, большинство иностранных самолетов российские авиакомпании арендуют на условиях операционного лизинга. Фактический срок их нахождения в парке — 7–12 лет (в 80% случаев — 7–10 лет, 5% ВС эксплуатируются долее 12 лет). "Можно прогнозировать, что к 2030–31 гг. из парка будут выведены почти все находящиеся в эксплуатации в оперлизинге воздушные суда. Они будут замещены либо на отечественные ВС нового поколения, либо на иностранные", — подчеркнул Окулов. При этом в мировой авиатранспортной отрасли наблюдается тенденция по увеличению первоначального срока лизинга новых самолетов. Это связано с тем, что ВС нового поколения имеют более длинные интервалы между ключевыми формами обслуживания, пояснил Окулов. В связи с этим на тяжелые формы ТО, которые являются наиболее затратными, такие ВС выходят к 10–12-му году эксплуатации.
"Нам нужно продолжать создавать условия для целенаправленного, поэтапного — через 10–15 лет — перехода на эксплуатацию преимущественно российских самолетов, которые должны отвечать современным требованиям", — заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Он призвал участников российского рынка объединиться для достижения эффективных результатов и выработки согласованной стратегии, а также мер по стимулированию российских авиакомпаний для покупки отечественных ВС. В правительстве обещают, что приоритетом при получении субсидий и коммерческих прав будут пользоваться авиакомпании с российскими ВС.
Финансирование мероприятий госпрограммы "Развитие авиационной промышленности" в прошлом году составило 52 млрд руб. Из них 39,1 млрд руб. были направлены на выполнение НИОКР по перспективным проектам.
В свою очередь президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь напомнил, что к 2035 г. в соответствии с новой стратегией развития доля гражданской продукции в портфеле ОАК должна увеличиться до 45%. Сейчас она не превышает 20%. Достичь этих показателей планируется в первую очередь именно за счет потребностей внутреннего рынка. Согласно приведенному ранее исследованию корпорации с 2016 по 2035 гг. включительно в РФ потребуется до 1130 новых воздушных судов вместимостью от 30 кресел. На наиболее востребованный узкофюзеляжный сегмент — от 120 кресел придется около 710 ВС. "С учетом состояния текущего парка на внутреннем рынке, по нашей оценке, новый скачок спроса на широкофюзеляжные ВС должен произойти через 7–10 лет", — подчеркнул Слюсарь.
Также глава ОАК добавил, что в сегменте региональных ВС наблюдается отложенный спрос из-за продолжающейся эксплуатации ВС марки "Ан". Ожидается, что их выведут из парков к середине 2020-х гг. "Наша задача — заместить их отечественными воздушными судами. Спрос в этой нише ожидается на уровне 100 самолетов", — уточнил Слюсарь.
Перейдя к конкретным проектами, глава ОАК рассказал, что на 2017 г. планируется разработка конструкторской документации на Ил-114, выбор поставщиков систем и оборудования для него, а также подача заявки на сертификацию. Кроме того, на 2017 г. намечено подписание соглашение с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) о продвижении Ил-114. По проекту узкофюзеляжного МС-21, летные испытания которого должны начаться весной этого года, основными задачами на 2017 г. являются заключение договоров с конечными эксплуатантами, разворачивание серийного производства и выполнение сертификационных полетов.